Золотая осень 2022. Кавказ. Псебай. Часть 2. "Это трансформА-цИ-Я О-о" (под мелодию Хоя). (начало тут: https://vk.com/wall6424708_1379) Ночёвка на горе оказалась на удивление теплее предыдущей. Спали на кочках и Петру это неожиданно страшно понравилось. На "разборе полётов" следующего дня и впоследствии всего похода он отмечал эту ночёвку как лучшую в жизни ... хотя съезд по склону на попе тоже попал в "избранную копилку впечатлений" со знаком +. Я же пытался всю ночь то заснуть змейкой между кочками, то "принять и простить", но получалось не очень. К тому же местные жители плотной травы всю ночь путешествовали своими путями, не обращая особого внимания на поставленную сверху палатку. Как итог - сон был прерывист, но зато аж 12 часов: "от заката до рассвета" [: Первое, что я увидел утром - целое стадо каких-то диких горных копытных на соседнем склоне. Им было явно по барабану на палатки, но и сфотографировать себя поближе не дали. Мы, причем все, что неожиданно, быстро собрались, покидАли сухие палатки в рюкзаки, сделали по глотку оставшейся воды и поскакали покорять вершину, под которой ночевали, а именно Восточный Ачешбок (2442). Пересеклись там с группой-антиподом нам по составу: все девочки и два мальчика. Они, в отличие от нас, дошли вчера до воды и теперь делали на Ачешбок радиалку. Ещё с ними "шла по маршруту" маленькая собачка, которая при виде меня очень заинтересовалась корягой из тех, мимо которых я ну никак не могу пройти не подобрав. Поторговались. Пришлось поделиться. А вообще, подумалось мне, здорово иметь в походе такого "участника", который ночью заранее учует приближение гостей....Потом, до стоянки под горой Асбестная (2285) мы ещё несколько раз пересекались с этой группой "девушек с собачкой". После проявления одной из них заботы о нашем тихоходе даже выдвинули предложение поменять пару наших мальчиков на несколько девочек, но они почему-то отказались. С Ачешбока спускались по острому такому гребню: справа обрыв, слева обрыв, а посередине тропка с камушками. Я на мгновение представил как этот спуск мог бы выглядеть вчера, в темноте, в облаке и на подкашивающихся от усталости ногах - мороз по коже и дрожь в коленках. А вообще четвертый день похода запомнился незаметной такой трансформацией наших якорей именно в тихоходов. Новый темп группы давал возможность и идти и фотографировать, иногда даже отставать, догонять, но идти! К вечеру добрались до подножия Большого Тхача, у которого и встали... метрах в 50 от полянки, обозначенной на Osmand+ иконкой молящегося человечка. По опыту похода двухгодичной давности я догадывался чего ждать от этого места, но интернета, чтобы узнать точное время восхода, у подножия Тхача не было и в помине, поэтому я воспользовался "помощью зала".. Зал подумал и самый бородато-умудрённый-с-виду представитель назвал цифру 5 ... я тоже чуть подумал, добавил на будильнике 20 минут и ничтоже сумняшеся отправился спать на ровненькое. В 5.25 утра следующего дня горизонт красочно алел, трава стояла в инее, а я представлял из себя многослойную капусту из походной одежды на вершине "холма для медитации"... Успокоить разум никак не получалось. Сделал 3 разных зарядки, одной из которых была "Приветствие солнцу от ёжиков"... Ярило не показывалось.. категорически... И только через час моих выёживаний - в 6.33 или около того из палатки вылез Пётр по естественному будильнику и тут горизонт пробил первый луч! В моей жизни мало что сравнимо по силе комплекса ощущений с моментом восхода в горах... Дружно и в темпе упаковались и полезли покорять Большой Тхач (2364). Погода сказочно благоприятствовала. На вершине от полноты впечатлений даже голова закружилась. По плану это был апофеоз экспедиции: дальше - только спуск. Искать в траве тропу прошлого маршрута показалось не спортивно и мы пошли "своим путем"... отмеченным как "возможность" на карте, но при этом как-то ну никак внешне не отличающимся от окружающей нетронутой обувью действительности. Шли на удивление бодро! Вчерашние ещё "тихоходы" поддерживали такой темп, который мне уже приходилось иногда догонять. В конце-концов мы всё-таки вышли на внятную тропу, но назвать её "человеческой" у меня язык не поворачивается: копыты одной формы, другой, КУЧиЩи от заповедных зубров, разрытые кабанами воронки, ну и самое, конечно, "успокаивающее" - несколько километров медвежьего следа прямо по и вдоль тропы в нашем направлении! К сумеркам в какой-то момент наш ведущий предложил обернуться на Тхач: он был виден далекоо-далеко...в облаке.. как что-то неправдоподобное...смутное...совершенно не верилось, что ещё с утра мы были на его вершине.. Заночевали на Бороновых полянах, которые, конечно, на 10 км ближе, чем стоянка прошлого похода, но для нашего состава команды, считаю, достижением. После ужина, на итоговом "разборе полетов" казавшаяся раньше трансформация светилась и выплёскивалась эмоциями... было круто! А наутро следующего дня "заряженная буханка", поглотила, переварила внутри себя нашу группу 15-ю км бултыханий и отрыгнула в цивилизацию городка Мостовской. К сожалению, фастфуд, а потом отсутствие навыков самоорганизации в поезде спровоцировали откаты по осознанности, но надеюсь, что "чистка походом" всё равно даст свои плоды... Огромное спасибо Артему Яровых, всей нашей команде и оргам "за кадром" ( Мир навыка SkillCamp. Воспитание будущего. ).